Шумилкин Александр Андреевич

01.01.1935 - 2015 гг.

Заслуженный художник России, народный художник, член-корреспондент Академии художеств России

Автор: Т.Н. Микуцкая

В июле 2013 года исполнилось 70 лет со дня установления почетного звания «Народный художник Российской Федерации». Именно этой дате был посвящен выставочно-издательский проект «Народные художники России в Сибири». Он был подготовлен арт-галереей «Dias» (Иркутск) при поддержке регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств (Красноярск) и Министерства культуры Иркутской области.

В художественную летопись России вошли 32 народных художника из Сибири. Среди них томич Александр Андреевич Шумилкин. На выставке, которая проходила в залах РАХ в Красноярске в октябре 2013 года, он был представлен пятью работами из собрания Томского областного художественного музея. К проекту был выпущен альбом «Народные художники Сибири». В альбом включен раздел, посвященный нашему земляку. Биографическая справка и статья о творчестве художника подготовлены зав. отделом ТОХМ Т.Н. Микуцкой. В издании воспроизведены работы: «Миша Анкай с собакой». 1972–1973. Холст, масло. 92х118. ТОХМ Ж-133; «Подруги».1983. Холст, масло. 100х110 ТОХМ Ж-848.

Также в альбоме воспроизведена работа кемеровского художника А.Н. Кирчанова, принадлежащая нашему музею: «Портрет инженера». 1973–1974. Холст, масло. 139х120. ТОХМ Ж-1149.

Подготовка выставки и издания осуществлены организатором проекта и руководителем арт-галереи «Dias» Д.А. Салацкой, куратором проекта, искусствоведом И.Г. Федчиной.

В 2010 году известному томскому живописцу, заслуженному художнику России (1976), народному художнику России (1987), единственному, живущему в нашем городе, члену-корреспонденту Академии художеств России (1988), Александру Андреевичу Шумилкину исполнилось 75 лет. Ему посвящена монография искусствоведа С.Н. Левандовского, изданная в Ленинграде в 1986 году, а также он включен в энциклопедию «Лучшие люди России» (IV выпуск) и др. энциклопедии и издания.

Ал.А. Шумилкин – автор многочисленных живописных полотен, посвященных сибирской земле, томскому Северу и Томску. Его произведения хранятся во многих музеях России, в том числе в Томском областном художественном музее (19 работ), в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее.

Александр Андреевич родился 1 января 1935 года в деревне Нарга Молчановского района Томской области. Художественное образование получил в Свердловском художественном училище им. И.Д. Шадра (1954–1959), а затем в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1960–1966). После окончания института работал в мастерских Томского отделения художественного фонда РСФСР. Участник выставок с 1961 (Томск). В члены Союза художников СССР принят в 1967 году. Персональные выставки: Томск, 1971, 1978, 1984, 2010 – посвященная 75-летию; Москва, 1975, 1984, 1986; Белгород, 1976; Ленинград, 1978, 1987; Свердловск, 1979; Варшава, 1988.

«Откровенность и затаенность, порывистость и оцепенелость, яркость и сдержанность, щедрость и скрытость…Это и есть Сибирь». Слова писателя В. Распутина можно поставить эпиграфом к творчеству Александра Андреевича Шумилкина.

Он, паренек из маленькой деревни Нарга, что затерялась на берегах Оби, ворвался в искусство ярко как звезда, как лидер мощно и, казалось, навсегда. После окончания Свердловского художественного училища, а затем института им. И.Е. Репина, который тогда называли «академией», он вернулся в Томск в 1966 году. Сразу после первого участия в зональной выставке в Омске в 1967 году, на которой экспонировались работы ведущих мастеров Сибири, он был принят в члены Союза художников СССР. И далее все происходило стремительно: в 36 лет открывается первая персональная выставка в Томске, где было показано 120 работ. Удивляло и количество, и новый современный язык, и взгляд, и стильность полотен.

Работы Александра Шумилкина экспонировались в год на нескольких крупных выставках в стране, а с 1973 года за рубежом. В 40 лет он открывает большую персональную выставку уже в Москве, а через полгода получает звание «Заслуженный художник РСФСР». Его персональные выставки успешно проходят в Ленинграде, Свердловске, Белгороде, Варшаве, Томске. После которых Александр Шумилкин становится поистине «Народным художником РСФСР» и членом-корреспондентом Российской академии художеств. Его талант, трудолюбие и сложные путешествия по сибирскому северу послужили основой для циклов его работ, объединенных изысканным стилевым единством. В 1960–1980-х годах он много ездил и летал от Урала до Чукотки: Новая Земля, Уренгой и Самотлор, Заполярный Урал, Гыданская тундра, Васюганские болота, и, конечно, Томск и малая родина, любимая до сего дня Нарга. Это территории исследования, подарившие основную тему его творчества, которую Шумилкин определил просто – «Моя Родина». Высокий профессионализм и вкус помогли выработать особенную манеру письма, которая отличала его от множества талантливых современников. Очень быстро Шумилкин создал свою «систему высокого стиля». Он искал объективные законы выражения целостного, монументального восприятия Сибири, работая в основном над пейзажами и портретами. Искал и находил то, что в начале эклектичного XXI века уже видится большим стилем профессионалов. Пейзажи и портреты Александра Шумилкина эпически возвышены, немногословны, кажется, автор отказывается от всего второстепенного. Усиливает эстетику холста драматической нотой внутренней экспрессии. В основе драмы – сложное отношение автора к грубому вхождению «человека созидающего» в мир тонкой гармонии: буровые вышки, разливы нефти, пожары, следы от вездеходов по ягелевому ковру тундры…

Стремление к пониманию бесконечности мироздания живет в художнике и его работах рядом со звучной космичностью пространственного единства земли, воды и воздуха, с нотой пантеистического озарения, со строгим и выверенным построением композиции, с лаконизмом колористического решения и тонкой декоративностью. Художник намеренно выбирает точку зрения с высоты птичьего полета или из иллюминатора самолета или вертолета. В большинстве случаев подобное построение композиционного пространства имеет целью придать пейзажу эпический характер.

В 1986 году в монографии о художнике искусствовед С.Н. Левандовский пишет: «Ясно одно: этим работам, при неповторимости взгляда на мир природы не суждено стать последним словом художника. Уверенность в этом вселяют не только личностные качества живописца, который по самой своей натуре не может, не способен довольствоваться достигнутым, но и объективные требования времени». В конце 1980 – начале 1990-х годов, когда от художников стали требовать «оказания услуг», когда понятия большого искусства и само стремление к профессионализму были выброшены с «корабля современности», Ал.А. Шумилкин выступает в томской областной газете с большой статьей «Знать и защищать ценности культуры» («Красное знамя», 1988, 3 апреля). Сейчас его предостережения и прогнозы о стремительном росте бездуховности и коммерциализации искусства и самого творчества оправдались. Однако, сам художник ушел в «пространство внутренней эмиграции»: он уже несколько лет пишет, но не экспонирует свои работы на выставках…

Источник: artmuseumtomsk.ru